Доступная среда для детей с ОВЗ

                                                                                                             Материально-техническое обеспечение МАДОУ №18 2020-2021 учебный год


Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности.

В основе организации инклюзивной образовательной среды, на наш взгляд, выступают следующие принципы:

  1. Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию;
  2. Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).
  3. Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.
  4. Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.
  5. Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.
  6. Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. Главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка.
  7. Развитие позитивных межличностных отношений не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов.
  8. Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия (Баева И.А., Лактионова Е.Б.).

На основе данных принципов организуется инклюзивная образовательная среда в нашем образовательном учреждении. Детский сад имеет пандусы и широкие дверные проёмы, оборудован туалет для детей с ОВЗ, имеются два парковочных автомобильных места.

Для передвижения по лестнице жёлтая полоса на ступенях для слабовидящих детей, так же предупредительный знак для слабовидящих людей "Желтый круг". В детском саду предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Приказ о назначении ответственного сотрудника ДОУ по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемыхуслуг в сфере образования и оказания им необходимой помощи

В МАДОУ проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ САД  № 18 осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

В МАДОУ № 18 созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Имеется Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МАДОУ №18

Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование адаптированных образовательных программ (в том числе, индивидуальных образовательных программ для детей-инвалидов, индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ, индивидуальных образовательных программ для детей-инвалидов); 
  • специальных методов обучения и воспитания;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»

В МАДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном расписании ДОУ имеются учитель – логопед, учитель-дефектолог и педагог - психолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в школе.

Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах. Воспитатели, работающие на группах компенсирующей направленности, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, старший воспитатель прошли курсы повышения квалификации по теме: «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях введения ФГОС».

В детском саду уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.


Сведения о условиях питания обучающихся, в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ

При организации питания в детском саду сотрудники руководствуются действующим (в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в ДОУ.

Питание воспитанников в Учреждении осуществляется в соответствии с 10- дневным меню, разработанным медицинской сестрой, поваром на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания, утвержденных заведующей Учреждением. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов, возлагается на медицинскую сестру, заместителя заведующей по административно-хозяйственной работе, заведующего Учреждением.

Одним из условий осуществления образовательного процесса в ДОУ является качество и организация питания. Состояние складских помещений и пищеблока соответствует санитарноэпидемиологическим нормам. На пищеблоке организован поточный метод. Имеются цеха: овощной, мясной, горячий. Имеется следующее оборудование: протирочные машины (2 шт.), электромясорубки (2 шт.) Соблюдаются требования к хранению продуктов. В наличии стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов имеется холодильное оборудование. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство.

Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. В ДОУ организовано четырехразовое питание на основе примерного осенне-зимнего десятидневного меню утвержденного заведующим. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, яблоки. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда. Для информации родителей вывешивается ежедневно меню, утвержденное заведующей и подписанное медицинской сестрой , для младших воспитателей вывешена информация: график выдачи готовой продукции, норма порций – объем пищи в граммах для детей в соответствии с возрастом. Медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню.

В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Выдача пищи производится согласно графику, прием пищи организуется в соответствии с расписанием жизнедеятельности детей Воспитатели осуществляют руководство питанием детей: следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход.


Сведения о условиях охраны здоровья обучающихся, в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении — это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению безопасности в детском саду являются:

-пожарная безопасность;

-антитеррористическая безопасность;

-обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

-ГО и ЧС;

-охрана труда.

В ДОУ установлены в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения.
Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. Согласно акту проверки по подготовке учреждения к новому учебному году нарушений требований пожарной безопасности в детском саду не выявлено. Ежемесячно проводятся объектовые тренировки, эвакуации, согласно плану проведения мероприятий по пожарной безопасности на 2019 год, утвержденного заведующим ДОУ.

В учреждении созданы безопасные условия воспитания и обучения детей и работы сотрудников. Ежегодно заведующим детским садом издается приказ о охране жизни и здоровья воспитанников в ДОУ, Приказ №12-ОД от 09.01.2021 г., в котором прописываются охрана жизни и здоровья и ответственные за их выполнение. Охрана детского сада круглосуточно осуществляется частной охранной организацией «Беркут», согласно заключенному договору от 15.04.2021г., ночными сторожами. На входе в ДОУ установлен электронный замок, с кнопкой вызова. В детском саду установлено оборудование противопожарной безопасности, на каждом этаже имеются огнетушители и схемы эвакуации из здания. Установлена уличная система видео наблюдения. Пост охраны оборудован «тревожной» кнопкой, которая выведена на пульт охранной организации.
Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и работающих в процессе труда, воспитания и организованного отдыха.

Условия доступности МАДОУ №18 для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
(см. Материально-техническое обеспечение МАДОУ №18)